Группа «Турмалин-НН»

«Смерч-7»

26.02.2013

 

Цена – 550 руб

 

Модуль плавного регулирования оборотов автомобильного электровентилятора системы охлаждения двигателя «Смерч-7» представляет собой электронное устройство, предназначенное для установки на автомобили (тестировался на а/м ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102 «Волга», установка на другие автомобили опциональна). Его назначение – плавное управление оборотами электровентилятором системы охлаждения двигателя. Для плавной регулировки оборотов используется ШИМ (широтно-импульсная модуляция). Конструктивно модуль выполнен в виде малогабаритного прибора в пластмассовом корпусе, имеющем ушко для крепления.

 

Внимание! Модуль имеет ограничение по номинальному току 15 Ампер. Не устанавливайте его на 30-амперные вентиляторы!

Штатно ставится несколько разных типов вентиляторов. Как отечественных, так и импортных. Как 15-амперных, так и 30-амперных. Если не уверены, какой тип вентилятора стоит у вас, лучше проконсультируйтесь со специалистом. Установку модуля также лучше доверить специалисту.

 

Электронная схема содержит:

- микроконтроллер Microchip PIC с аналогово-цифровым преобразователем для более точного определения температуры двигателя,

- мощный электронный ключ, выполненный на полевом транзисторе, имеющем в открытом состоянии сопротивление всего лишь 0,002 Ом, вследствие чего транзистор практически не выделяет тепла (рассеиваемая мощность – не более 0,5 Вт),

- мощный диод, защищающий полевик от высокого напряжения ЭДС самоиндукции вентилятора,

- регулятор для подстройки рабочей температуры.

«Смерч-7» может работать двумя способами (в зависимости от схемы подключения):

- режим плавной регулировки оборотов электровентилятора в зависимости от температуры двигателя (используется штатный датчик температуры двигателя, подключенный к приборной панели),

- режим плавного включения и выключения вентилятора (используется штатное термореле вентилятора или управляющий выход ЭБУ двигателя).

 

Штатно электровентилятор подключен к электрической цепи автомобиля через электромагнитное реле, включаемое термодатчиком или по команде от ЭБУ двигателя. Недостатки такой схемы:

- включение вентилятора происходит резко. При этом нагрузка на электрическую цепь очень велика,

- контакты в электромагнитном реле нередко подгорают из-за искрообразования, что приводит к выходу системы из строя,

- вентилятор может работать лишь на полной мощности, регулируя температуру резкими включениями и выключениями,

- во время работы на полной мощности вентилятор сильно шумит (нередко даже создаёт вибрацию).

 

«Смерч-7» имеет следующие преимущества:

- включение и выключение вентилятора происходит плавно при помощи встроенного ШИМ (широтно-импульсного модулятора),

- контакты при включении и выключении не подгорают, так как их попросту нет – ключ электронный,

- вентилятор может работать как на полных оборотах, так и любых других – вплоть до полной остановки. Например, в тёплую, но не жаркую погоду вентилятор вращается на 20% полных оборотов, что достаточно для охлаждения, но нет шума, резких включений и выключений вентилятора, сопровождаемых бросками напряжения в электроцепи.

- можно в небольших пределах регулировать температуру начала включения вентилятора.

 

Установка на другие марки автомобилей (особенности подключения к датчику температуры):

Всё нижесказанное касается схемы с плавным управлением вентилятором. Для плавного пуска всё обстоит гораздо проще.

«Смерч-7» подключается к штатному датчику указателя температуры щитка приборов автомобиля. Для большинства отечественных автомобилей этим датчиком является датчик ТМ-106. Датчик является обычным терморезистором (сопротивление изменяется в зависимости от температуры), работающим на внешнюю нагрузку, которой является указатель температуры на щитке приборов. Для снятия корректных показаний с датчика входное сопротивление этого указателя должно составлять порядка 240 Ом (чтобы падение напряжения на датчике соответствовало правильному определению температуры). Каковым оно и является у большинства отечественных автомобилей. Также питание этого указателя не должно быть стабилизированным (так как этот момент учитывается в работе модуля, чтобы изменение бортового напряжения не влияло на показания датчика). Каковым оно также является на большинстве отечественных автомобилей.

Но из этого ряда выбивается комбинация приборов нового образца для ГАЗ-31105 (с ЖК-индикаторами), которая не соответствует этим условиям. При подключении датчика ТМ-106 к этой комбинации приборов, падение напряжения на нём гораздо ниже требуемого. Что приводит к преждевременному включению вентилятора и регулировке не поддаётся.

Также стоит отметить, что с некоторых пор автопроизводители перестали использовать датчики ТМ-106. Вместо этого щиток приборов получает информацию о температуре от ЭБУ двигателя.

Чтобы быть уверенным, что «Смерч-7» подойдёт для вашего автомобиля, нужно определить наличие датчика температуры ТМ-106 (стоит обычно на термостате), убедиться, что у вас комбинация приборов не аналогичная комбинации приборов ГАЗ-31105 нового образца, а также, что через ваш вентилятор на максимальной мощности протекает ток, меньший, чем 15 Ампер. Также номинальное бортовое напряжение вашего автомобиля должно быть 12 Вольт. Это необходимые условия для правильной работы модуля. Если вы сомневаетесь в вашем датчике температуры, то необходимо проверить напряжение на нём относительно «массы» автомобиля любым вольтметром. При прогретом двигателе (80-90 градусов) оно должно составлять примерно 6 Вольт. Оно должно изменяться пропорционально бортовому напряжению и вовсе отсутствовать при выключенном зажигании.

Если у вас нет датчика ТМ-106 или у вас комбинация приборов ГАЗ-31105 нового образца, то обращайтесь за консультацией к нашему специалисту.

В этих случаях поможет некоторая переделка модуля, установка датчика ТМ-106 в ваш автомобиль либо какой-нибудь другой вариант.

 

 

 

Внешний вид прибора:


 

Вид прибора внутри:


Видеоролик, на котором показана работа прибора (Xvid, 5 МБ):


На видео вентилятор вращается почти на самых малых оборотах. Температура двигателя, несмотря на работу термостата и вентилятора, всё равно несколько «гуляет». «Смерч-7» своевременно на это реагирует и мягко прибавляет и убавляет обороты вентилятора.

 

Схема электрическая принципиальная прибора (нажмите, чтобы увеличить):


Схемы подключения прибора к бортовой сети автомобиля:


Первая схема – плавное управление вентилятором.

Вторая схема – плавное включение и выключение вентилятора.

 

Технические характеристики прибора:

 

Рабочее напряжение, В – 8¸16

Коммутируемый ток, А, не более – 15

Коммутируемое напряжение, В – 8¸16

Рабочая температура, ºC – -40 ¸ +80

Влажность, %, не более – 80

Частота импульсов коммутации, Гц – 60

Диапазон коэффициента заполнения управляющих импульсов, % – 0¸100

Выделяемая мощность (на силовом транзисторе), Вт, не более – 0,5

Выделяемая мощность (на силовом диоде), Вт, не более – 3

 

Руководство по установке и эксплуатации (pdf)

 

24.06.2011 обновлена прошивка для микроконтроллера модуля.

Версия 7.2.2 (8.2.2)

 

Отличия от версии 7.2.1 (8.2.1):

1.

Сглажена интенсивность изменения оборотов по изменению температуры (изменение оборотов стало менее резким). Модуль отслеживает резкие изменения температуры и старается реагировать на них незамедлительно. Но, так как сигнал от датчика на практике, бывает, меняется чересчур резко (из-за волнообразных изменений температуры ОЖ, протекающей через термостат), то это приводило к заметным рывкам (модуль реагировал чересчур резко). В новой версии эти рывки сглажены.

Минусы:

– повысилась «инертность» при регулировке. Вентилятор реагирует на изменения положения подстроечного резистора с некоторым замедлением, поэтому регулировка занимает немного больше времени (несильно).

- ухудшилась чувствительность модуля к резким изменениям температуры (несильно, в пределах инертности системы охлаждения).

 

2.

Увеличена частота ШИМ с 37 до 60 Гц. Те владельцы модулей, у которых установлена контрольная лампа включения вентилятора, жаловались на её заметное мерцание. Увеличение частоты ШИМ до незаметных глазу 60 Гц должно решить эту проблему.

 

3.

При использовании дополнительного входа после его деактивации обороты быстрее возвращаются к нормальным (при использовании совмещённой схемы управления).

 

Прошивка 7.2.2 (для модулей с серийными номерами 7-XXXXX)

Прошивка 8.2.2 (для модулей с серийными номерами 8-XXXXX)

 

 

07.06.2011 обновлена прошивка для микроконтроллера модуля.

Версия 7.2.1 (8.2.1)

 

Отличия от версии 7.1.4 (8.1.4):

Полностью переработан алгоритм работы модуля. В старой версии мощность вентилятора напрямую зависела от температуры двигателя в заданном диапазоне. То есть мощность вентилятора была прямо пропорциональна температуре.

 

1.

В новой версии эта зависимость стала условной. Учитывается не сама температура, а отличие её от заданной. Если разница большая, мощность вентилятора изменяется быстрее в ту или иную сторону. Если разница небольшая, мощность изменяется незначительно.

Например, если заданная температура равна 85 градусам, а фактическая – 86 градусов, то модуль очень плавно увеличивает обороты вентилятора, пока температура не станет равна 85 градусам. И остаётся на этих оборотах. Если же они будут чрезмерными, температура опустится ниже и модуль, реагируя на это, снизит обороты, пока температура опять не выровняется.

Если же фактическая температура равна 100 градусам, то обороты увеличиваются очень быстро, вплоть до максимальных. При снижении температуры ближе к 85 градусам, обороты плавно уменьшаются. До тех пор, пока температура не сравняется с заданной.

При этом на этих 85 градусах обороты могут быть как минимальными, так и максимальными. Это будет зависеть от фактической необходимости в охлаждении. Если температура равна заданной и не изменяется, обороты вентилятора также не меняются, оставаясь постоянными.

 

2.

Если скорость увеличения или уменьшения температуры изменяется резко, модуль также реагирует на эти изменения своевременно.

Например, если температура ещё не дошла до заданной, но при этом достигла нижней границы диапазона наблюдения и растёт быстро, то вентилятор будет набирать обороты заранее, не дожидаясь, пока температура сравняется с заданной. Благодаря этому удаётся заблаговременно реагировать на рост температуры.

 

3.

Добавлен гистерезис по включению-выключению вентилятора на малых оборотах.

Включение осуществляется минимум на 15%

Выключение – 5%

 

Скачать новую прошивку можно отсюда:

Прошивка 7.2.1 (для модулей с серийными номерами 7-XXXXX)

Прошивка 8.2.1 (для модулей с серийными номерами 8-XXXXX)

 

 

Вы можете также приобрести комплект проводов для подключения модуля «Смерч-7».

Это избавит Вас от необходимости изготавливать проводку самим.

 


Цена комплекта – 100 рублей.

 

Фотографии, которые помогут Вам с установкой модуля на автомобиль:

Подключение к вентилятору Подключение к "массе". Подключение к блоку предохранителей. Подключение к датчику температуры Расположение под капотом

 

На главную страницу

 

 

Смерч-7

управление вентилятором

управление электровентилятором

плавное управление вентилятором

плавное управление электровентилятором

плавное включение электровентилятора

плавное включение вентилятора

Карлсон

ШИМ

 

Сайт создан в системе uCoz